
Фильм «Москва слезам не верит» давно стал культовым. Алексей Баталов мастерски воплотил на экране образ Гоши. После этого в обиход вошло выражение «интеллигентный слесарь». С некоторой долей иронии, разумеется, потому как встретить в жизни такого персонажа вряд ли возможно…
Или все же шанс есть? Действительно ли Гоша на самом деле такой хороший?
Наш колумнист пересмотрел ленту «Москва слезам не верит» и теперь делится своим мнением с читателями «Колибри».
Карьера — ничто?
В первой серии фильма Катя Тихомирова получила жестокий жизненный урок: пережила предательство любимого человека. Но даже оставшись одна с ребенком и рыдая по ночам в подушку, наша героиня упорно учится и делает карьеру.
Ей удается практически невозможное. Одна, в общежитии, с ребенком на руках, Катя заканчивает институт и работает как вол. Она получает большую квартиру, ее дочь прекрасно воспитана, а сама она становится директором завода.
Волком завыть хочется…
Но мы не можем порадоваться за героиню, потому что красной нитью через весь фильм идет рассказ о ее одинокой безмужней жизни.
Помните сцену, где Ахеджакова в роли свахи-директора клуба знакомств, рассказывает нашей Кате о страшном женском одиночестве и Катя признается, что тоже одинока? Одинока, несчастна, нелюбима — все это вбивается в головы зрителей на протяжении всего фильма.
Или еще один эпизод, где Катя помогает подруге Тоне делать заготовки на зиму? Та хвалит ее и говорит, что всегда приводит ее в пример своим трем сыновьям, мол, молодец, всего чего хотела в жизни — добилась.
«Это верно. Только пока своим ребятам не рассказывай, что как раз тогда, когда всего добьешься в жизни, больше всего волком завыть хочется», — отвечает Катерина.
А вот Тоня как раз никакой карьеры не сделала, как работала маляром-штукатуром, так и работает. Но зато у нее есть муж и трое сыновей.
Не мужчина, а клад?
Ничего нет хорошего в жизни Кати, а то, что есть — ничего не значит, ведь мужа-то нет. И тут, о чудо! Она встречает в электричке хамоватого мужичонку, который в довольно панибратской манере выносит ей приговор — одинока!
В Кате сразу просыпается интерес, хотя, казалось бы, она видит, что мужчина не ее уровня. И это не снобизм: она добилась всего сама и имеет право рассчитывать на кого-то более подходящего.
Но Гоша действует нестандартно: является к ней в дом, по-хозяйски осматривает квартиру, заявляя «Ну, мужа-то у тебя точно нет», и идет на кухню готовить ужин. Клад, а не мужчина! Это подкупает Катю. Начинается роман.
Баба должна быть ниже — и точка!
На своем вымышленном дне рождения Гоша хвастается и всячески набивает себе цену, а его друзья с радостью помогают ему в этом.
И вот тут первая ложка дегтя в огромной бочке меда. Гоша говорит, что баба должна быть ниже по статусу, иначе ничего не выйдет. Кате страшно, она влюбилась и ужасно боится потерять Гошу, поэтому она не рассказывает ему, кто она и какую должность занимает. Хрупкое мужское эго ни в коем случае не должно пострадать.
Но все тайное становится явным и Гоша узнает страшную правду. Его Катя коварная обманщица, она не мастер на заводе, а настоящий директор. Гошина нежная душа не выносит такой подлости от любимой женщины и он бросает ее, несмотря на то, что Катя умоляет его не уходить и оправдывается за свою проклятую успешную карьеру.
Восемь дней бурных слез и вот верные друзья приходят на помощь. Муж Тони находит нашего героя-любовника в жалкой коммуналке, в грязи, среди ремонта и разбросанных стройматериалов. Гоша гордо пьет и стучит сушеной воблой по столу.
Он непримирим, он тверд в своих убеждениях: да, в коммуналке, да он почти свободен от земных сокровищ, а мысли о карьере навевают страшную скуку. Ведь эта дурацкая карьера мешает саморазвитию, а то, что он невероятно развит, мы поняли еще из сцены с днем рождения.
Но Гоша не сдается — баба должна быть ниже! Уж не знаю, как мужу Тони удается его убедить, но Гоша возвращается. Вот оно счастье! Взгляните на Катю — гордая женщина, успешный руководитель, хозяйка собственной жизни, встречает его как побитая собака.
Да, Гоша не директор, но посмотрите как перед ним унижается наша героиня! А он, вместо извинений, идет на кухню и как ни в чем не бывало требует обеда и цинично уплетает борщ за обе щеки.
И какова мораль этого фильма? Женщина, чего бы она не добилась в жизни, что бы она не совершила, без мужчины не полноценна! Именно так и никак иначе.
Смешно? Да. Обидно? Тоже, да? Можно ли это воспринимать всерьез и следовать советам этого фильма? Наверное, нет… Но тут уж каждый решает для себя.
Читайте также:
Добрый, милый Женя? Почему Лукашин из «Иронии судьбы» вовсе не так мил
«Содержанка тоже человек»: топ лучших кинопроектов о дамах полусвета
«Федя, дичь!»: что сейчас стало с «Плакучей ивой» из «Бриллиантовой руки»
«Ищите женщину»: куда пропала актриса, сыгравшая «цыпочку»-машинистку
Вся с суть — в одном слове: кто похитил жизнь Александра Демьяненко
«Пришла мысль — сбежать»: как Пуговкин устроил пьяный вояж по железным дорогам