Интеллигентный шовинист: что не так с Гошей из фильма «Москва слезам не верит»


Если бы не талантливая игра Алексея Баталова, вряд ли «он же Гога» завоевал бы сердца зрителя.

Фильм «Москва слезам не верит» давно стал культовым. Алексей Баталов мастерски воплотил на экране образ Гоши. После этого в обиход вошло выражение «интеллигентный слесарь». С некоторой долей иронии, разумеется, потому как встретить в жизни такого персонажа вряд ли возможно…

Или все же шанс есть? Действительно ли Гоша на самом деле такой хороший?

Наш колумнист пересмотрел ленту «Москва слезам не верит» и теперь делится своим мнением с читателями «Колибри».

Карьера — ничто?

В первой серии фильма Катя Тихомирова получила жестокий жизненный урок: пережила предательство любимого человека. Но даже оставшись одна с ребенком и рыдая по ночам в подушку, наша героиня упорно учится и делает карьеру.

Ей удается практически невозможное. Одна, в общежитии, с ребенком на руках, Катя заканчивает институт и работает как вол. Она получает большую квартиру, ее дочь прекрасно воспитана, а сама она становится директором завода.

Волком завыть хочется…

Но мы не можем порадоваться за героиню, потому что красной нитью через весь фильм идет рассказ о ее одинокой безмужней жизни.

Помните сцену, где Ахеджакова в роли свахи-директора клуба знакомств, рассказывает нашей Кате о страшном женском одиночестве и Катя признается, что тоже одинока? Одинока, несчастна, нелюбима — все это вбивается в головы зрителей на протяжении всего фильма.

Или еще один эпизод, где Катя помогает подруге Тоне делать заготовки на зиму? Та хвалит ее и говорит, что всегда приводит ее в пример своим трем сыновьям, мол, молодец, всего чего хотела в жизни — добилась.

«Это верно. Только пока своим ребятам не рассказывай, что как раз тогда, когда всего добьешься в жизни, больше всего волком завыть хочется», — отвечает Катерина.

А вот Тоня как раз никакой карьеры не сделала, как работала маляром-штукатуром, так и работает. Но зато у нее есть муж и трое сыновей.

Не мужчина, а клад?

Ничего нет хорошего в жизни Кати, а то, что есть — ничего не значит, ведь мужа-то нет. И тут, о чудо! Она встречает в электричке хамоватого мужичонку, который в довольно панибратской манере выносит ей приговор — одинока!

В Кате сразу просыпается интерес, хотя, казалось бы, она видит, что мужчина не ее уровня. И это не снобизм: она добилась всего сама и имеет право рассчитывать на кого-то более подходящего.

Но Гоша действует нестандартно: является к ней в дом, по-хозяйски осматривает квартиру, заявляя «Ну, мужа-то у тебя точно нет», и идет на кухню готовить ужин. Клад, а не мужчина! Это подкупает Катю. Начинается роман.

Баба должна быть ниже — и точка!

На своем вымышленном дне рождения Гоша хвастается и всячески набивает себе цену, а его друзья с радостью помогают ему в этом.

И вот тут первая ложка дегтя в огромной бочке меда. Гоша говорит, что баба должна быть ниже по статусу, иначе ничего не выйдет. Кате страшно, она влюбилась и ужасно боится потерять Гошу, поэтому она не рассказывает ему, кто она и какую должность занимает. Хрупкое мужское эго ни в коем случае не должно пострадать.

Но все тайное становится явным и Гоша узнает страшную правду. Его Катя коварная обманщица, она не мастер на заводе, а настоящий директор. Гошина нежная душа не выносит такой подлости от любимой женщины и он бросает ее, несмотря на то, что Катя умоляет его не уходить и оправдывается за свою проклятую успешную карьеру.

Восемь дней бурных слез и вот верные друзья приходят на помощь. Муж Тони находит нашего героя-любовника в жалкой коммуналке, в грязи, среди ремонта и разбросанных стройматериалов. Гоша гордо пьет и стучит сушеной воблой по столу.

Он непримирим, он тверд в своих убеждениях: да, в коммуналке, да он почти свободен от земных сокровищ, а мысли о карьере навевают страшную скуку. Ведь эта дурацкая карьера мешает саморазвитию, а то, что он невероятно развит, мы поняли еще из сцены с днем рождения.

Но Гоша не сдается — баба должна быть ниже! Уж не знаю, как мужу Тони удается его убедить, но Гоша возвращается. Вот оно счастье! Взгляните на Катю — гордая женщина, успешный руководитель, хозяйка собственной жизни, встречает его как побитая собака.

Да, Гоша не директор, но посмотрите как перед ним унижается наша героиня! А он, вместо извинений, идет на кухню и как ни в чем не бывало требует обеда и цинично уплетает борщ за обе щеки.

И какова мораль этого фильма? Женщина, чего бы она не добилась в жизни, что бы она не совершила, без мужчины не полноценна! Именно так и никак иначе.

Смешно? Да. Обидно? Тоже, да? Можно ли это воспринимать всерьез и следовать советам этого фильма? Наверное, нет… Но тут уж каждый решает для себя.

Читайте также:

Добрый, милый Женя? Почему Лукашин из «Иронии судьбы» вовсе не так мил

«Содержанка тоже человек»: топ лучших кинопроектов о дамах полусвета

«Федя, дичь!»: что сейчас стало с «Плакучей ивой» из «Бриллиантовой руки»

«Ищите женщину»: куда пропала актриса, сыгравшая «цыпочку»-машинистку

Вся с суть — в одном слове: кто похитил жизнь Александра Демьяненко

«Пришла мысль — сбежать»: как Пуговкин устроил пьяный вояж по железным дорогам

 

 

Дек 25, 2022
Источник изображения: Кадр из фильма "Москва слезам не верит"